«В условиях повышенной нагрузки, стресса, волнения ребята становятся особенно уязвимы перед злоумышленниками: не обладая достаточным уровнем критического восприятия информации и жизненного опыта, по невнимательности, они склонны не распознать подобную схему вовремя, доверять подобным сообщениям и выполнять инструкции мошенников», — отметила старший методист лаборатории развития и продвижения компетенций кибербезопасности аналитического центра кибербезопасности компании «Газинформсервис» Татьяна Буторина.
Эксперт отмечает, что крайне важно предупреждать подобные ситуации, формируя у школьников основы цифровой гигиены. Необходимо, чтобы педагоги и родители своевременно информировали ребят о возможности возникновения такого рода ситуаций, разъясняя, что вопросы допуска к экзаменам не решаются через мессенджеры, сторонние сервисы или телефонные звонки. Настороженность должны вызвать и любые просьбы или требования предоставить личные данные, пароли, банковские реквизиты и прочее.
Татьяна Буторина рассказала, как распознать мошенников:
- Они представляются сотрудниками школы / членами экзаменационной комиссии. Используют агрессивный тон.
- Сообщают о проблемах с регистрацией на экзамен / угрожают недопуском.
- Требуют срочно пройти регистрацию на некой платформе, присылают ссылку и заставляют назвать код якобы для завершения регистрации.
- Заявляют о необходимости сохранения информации о данном происшествии, без постановки в известность родителей и педагогов.
Старший методист подчеркнула, что все организационные вопросы по допуску к экзаменам решаются исключительно через школу и при участии родителей / законных представителей. Сотрудники образовательных учреждений никогда не запрашивают пароли, данные банковских карт, личные данные по телефону, в мессенджерах или через сторонние сайты.
«Если есть сомнения, то лучше уточните информацию у представителей школы или у родителей. Немедленно прекратите телефонный разговор, если вам сообщают об описанной выше ситуации с недопуском к экзамену. Отклоняйте смело предложения о видеозвонке с демонстрацией экрана телефона.
- Не переходите по ссылкам.
- Не переписывайтесь в мессенджерах с неизвестными личностями.
- Не сообщайте личную информацию, данные банковских карт, коды из sms.
Следует отметить и то, что одно из простых и действенных средств по противодействию мошенникам — это установление на устройства антивирусного ПО и подключения двухфакторной аутентификации. Но человеческий фактор остаётся, к сожалению, самым решающим. Берегите себя!», — подчеркнула Буторина.
Специалист добавила: «Компания "Газинформсервис" активно работает над повышением цифровой грамотности молодёжи: организует образовательные проекты и летние школы, где ребята решают реальные задачи по кибербезопасности, участвуют в CTF-соревнованиях, получают обратную связь от экспертов и знакомятся с современными средствами защиты информации. Так, в 2025 году, компания "Газинформсервис" выступила технологическим партнёром международной IT-олимпиады, в которой приняло участие 10 500 школьников из 51 страны мира».