— Игорь, согласно исследованию J’son & Partners Consulting, общее количество экосистемных подписчиков за 2022 г. выросло на 36% до 42,4 млн россиян. Особенно активно осваивают создание экосистем вокруг базового сервиса телеком-компании. Что означает такая стратегия для «большой четверки» операторов связи по диверсификацию бизнеса? Как вы оцениваете конкурентную среду в этом отношении на юге?
— Если рассмотреть ситуацию с экосистемами ретроспективно, можно сказать, что еще 5-7 лет назад среди телеком-компаний наблюдалась жесткая конкуренция именно за абонентскую базу. Мы мерялись привлеченными клиентами, которые имели шестимесячную, затем трех и одномесячную активность. Когда услуги связи перешли в набор базовых, рынок начал меняться. Когда на законодательном уровне регулятор упростил переход от одного оператора к другому с номера, рынок просто взорвался.
Одна из главных проблем российского телекома в последние годы — миграция абонентов от оператора к оператору. Связь стоит недорого, поэтому ее легко поменять. По разным оценкам, до 30% абонентской базы может быть подвижной. Это характерно и для Юга России. Интеграция различных сервисов и услуг в одну экосистему упрощает доступ к нужной информации. Это повышает удовлетворенность абонентов и усиливает их лояльность к той телеком-компании, которая дает такую возможность, таким образом, человек привязывается к бренду.
Когда оператор дает возможности в рамках одного счета получить и библиотечный сервис, и музыку, и онлайн-кинотеатр, и кэшбэк за пользование этими сервисами — это все история удержания абонента, и я бы сказал справедливые отношения с ним. Как показал анализ, абоненты, которые пользуются конвергентными услугами, показывают отток на порядок меньше.
В свою очередь, для операторов связи покупки компаний и интеграция новых сервисов позволяют эффективно расширять бизнес и увеличивать его доходность.
— При таком раскладе насколько для экономики компании остается значимой основная деятельность? Какие из дополнительных сервисов сегодня наиболее перспективны?
— На текущий момент эволюция операторов включает в себя развитие несколько востребованных направлений, при этом телеком-составляющая никуда не делась — это является базисом и инфраструктурой для дальнейшего наращивания фиксированной составляющей.
Значимым направлением в экосистемах становится развитие онлайн кинотеатров. С учетом того, что ушел Netflix — это еще и окно возможностей. Многие операторы включают в свои экосистемы маркетплейсы. Эти тенденции начали набирать обороты во время пандемии, когда люди были вынуждены много времени находиться дома, что способствовало росту спроса на онлайн-кинотеатры и шопинг через интернет-магазины.
Для нас большую роль в развитии экосистемы играет Финтех — финансовые продукты и сервисы на стыке банкинга и телекома. В этой части существенное значение имеет облачная структура. Так, например, мы для развития этого направления стали создавать мощности для хранения данных. При этом мы понимаем, что на этих мощностях можно параллельно зарабатывать. Таким образом, здесь есть и технологическая и коммерческая составляющие.
В частности, в Ростове-на-Дону мы строим центр обработки данных, который будет работать на весь Южный федеральный округ. С учетом изменившейся экономической ситуации, региональные компании стали активно переносить системы и данные на отечественные сервисы хранения. Бизнес Ростовской области вдвое чаще арендовал вычислительные ресурсы и переносил в облако без остановки сервисов такие функции, как клиентские онлайн-порталы, корпоративные сервисы (почту, ERP/CRM-системы), системы управления базами данных и многое другое.
Начинает развиваться и сама услуга, если раньше это фактически было резервное копирование архивированных данных, то сейчас это в основном платформенные решения.
Облачные тренды и IoT
— Как меняются тренды в экосистемах? Какие еще направления экосистем в новых экономических условиях становятся актуальны для бизнеса?
— Если на массовом рынке клиенты чаще всего ищут доступные и простые услуги связи, а также интересные дополнительные сервисы, то в бизнес-сегменте больше ориентируются на качество связи и поддержку бизнес-процессов. Все, что касается облачных решений, можно сказать, что это очень востребованная история у бизнеса.
Само направление начало активно развиваться пять-шесть лет назад. Когда мы заходили на этот рынок, мы ожидали сопротивления как со стороны компаний, так и IT-специалистов. По мере того, как услуга начала приживаться, все они стали скорее союзниками. А с учетом того, что российский рынок покинули многие зарубежные провайдеры, спрос на облачные решения сегодня растет двукратными темпами. Особенно это характерно для Ростовской области, где очень развит IT-сектор. Таким образом, конкуренция среди компаний, развивающих экосистемы, так или иначе, разворачивается в плоскости и облачных решений.
Отмечу также спрос на интернет вещей, который среди корпоративных клиентов МТС увеличился почти на треть. В целом в Ростовской области за последний год оказалось востребовано внедрение IoT-устройств.
В основном его внедряют предприятия энергетического комплекса и ЖКХ, а также компании сферы недвижимости — их доля в общем портфеле новых подключений достигла 70%. При этом коммерческие организации в целом являются наиболее быстрорастущим клиентским сегментом рынка — по итогам 2022 года он обогнал госсектор по объему подключений.
Считаю, что за IoT-решениями большое будущее, и мы действительно угадали, когда пошли в эту тему и выбрали не очаговое развитие, а развернули соответствующее оборудование на всех базовых станциях. Росту этого направления, конечно, способствовало и законодательное требование по дистанционному считыванию данных с приборов учета.
Счетчик автоматически передает показания в системы учета электроэнергии снабжающих организаций. Следующим шагом станет активное применение этой системы в учете газа и воды. IoT-решения также находят применение в управлении трансформаторными подстанциями. Большие перспективы в сфере транспорта — начиная от контроля местоположения и скоростного режима, заканчивая передачей данных по уровню топлива и температуры.
— Есть ли какая-то специфика развития экосистем на Юге страны? В частности, в Ростовской области?
— Если говорить о Юге в целом, одним из нюансов здесь является развитая сфера туризма. После окончания периода пандемии сегодня мы наблюдаем повышенный интерес к досугу вне дома, к путешествиям. Здесь востребовано все, что касается геоаналитики, а также сервисов бронирования жилья. По этой причине мы сами год назад вышли на рынок туризма и гостеприимства. Уход с рынка ряда зарубежных сервисов бронирования жилья также открывает здесь окно возможностей. С точки зрения перспектив развития, туризм однозначно в тренде.
Если говорить конкретно о Ростовской области, мы уже больше трех лет развиваем это направление совместно с комитетом по туризму. Big Data позволяет оценить турпоток и состав въезжающих в регион гостей, изучить предпочтения туристов и характер их трат, определить ключевые места притяжения и на основе этих данных развивать соответствующую инфраструктуру. Геоаналитика однозначно будет оставаться в тренде и дальше и для юга и конкретно для Ростовской области.
Вторым ключевым трендом региона является растущий спрос на все, что касается кибербезопасности. Главная причина — рост количества DDoS-атак, направленных на региональные российские организации, поскольку мы долгое время являлись приграничным регионом. Прямой финансовый ущерб от кибератак достигает в среднем до 10% от чистой годовой прибыли компаний. Как отмечают эксперты МТС RED, Южный федеральный округ атакуют несколько реже, чем организации в других регионах России. Тем не менее, в 2022 году ряд организаций Юга столкнулись с попытками DDoS-атак. Около трети атак происходили в третьем и четвертом кварталах. В среднем в 2022 году DDoS-атаки против организаций донского региона длились по восемь часов.
Курс на стартапы
— Вы упомянули, что в Ростовской области сильный ИТ-сектор. При этом МТС в экосистеме делает ставку в том числе на ИТ— составляющую. За счет чего можно отвоевывать долю на этом высококонкурентном рынке? Как реагируете на растущий тренд на кибербезопасность?
— В Ростовской области действительно развитый рынок IT-специалистов, один Таганрог чего стоит, есть интересная статистика, что этот город занимает второе место в мире по количеству айтишников на душу населения. На таком высококонкурентном рынке мы делаем ставку на наличие собственных лабораторий и инновационных центров, которые позволяют компании быстро реагировать на изменения в рыночных условиях. Кроме того, МТС активно взаимодействует с другими ИТ-компаниями и стартапами, чтобы создавать интегрированные решения.
Одним из трендов этого года я бы выделил рост числа стартапов в сфере кибербезопасности. На них приходится 6% рынка молодых компаний. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, уход ряда зарубежных вендоров снизил порог входа на рынок молодым проектам. Во-вторых, множество смежных отраслей, к примеру, интернет вещей или облачные сервисы, достигло стадии зрелости продуктов — это привело к повышенному спросу на специализированные решения в отрасли CyberSecurity. В свою очередь мы активно изучаем перспективные решения на рынке, оцениваем возможности бизнес-синергии и инвестирования в проекты для поддержки направления кибербезопасности.
— Сегодня мобильные операторы развивают как закрытые, так и открытые экосистемы. Закрытые объединяют внутри собственные бренды-сервисы, открытые предлагают пользователям подобие «цифровой витрины» из множества уже существующих сервисов. По какому принципу сегодня развивается МТС? Рассматриваете ли вы для интеграции местные компании?
— На мой взгляд, как не бывает только черного и белого, так и развитие экосистем не может идти только одним путем. Все чаще компании двигаются в сторону партнерства, это дает определенный синергетический эффект.
В нашей компании уже нескольких лет существует StartUp Hub, в котором мы анализируем интересные проекты, их перспективы, возможности монетизации и сотрудничества. Затем они идут либо по пути партнерства, либо приобретения.