С начала апреля многие владельцы терминалов моментальных платежей повысили комиссии, взимаемые с отправителя платежа. "Мы с банком-партнером повысили комиссии за оплату услуг в среднем на 1,5 процентных пункта",— сообщил гендиректор терминальной компании "Спринт-нет" (работает более чем в семи регионах) Рустам Ахтаров, отмечая, что его коллеги-конкуренты также повышали комиссии в различной пропорции. По словам директора по PR компании ОСМП (по оценкам компании, на нее приходится 49% рынка моментальных платежей) Александры Высочкиной, повышение составило в среднем один-пять процентных пункта. "Теперь комиссии составляют 6-10% от платежа, иногда даже превышают 10%",— добавляет госпожа Высочкина. Таким образом, у ряда операторов комиссии выросли вдвое.
Повысить комиссии, по словам участников рынка моментальных платежей, они вынуждены в связи с ростом расходов на обслуживание бизнеса.
С 1 апреля вступили в силу поправки к закону "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (103-ФЗ), в соответствии с которыми все платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой (ККТ), поставленной на учет в налоговой инспекции. Работа терминалов, не соответствующих данному требованию, запрещена.
По данным ОСМП, порядка 40% владельцев терминалов обслуживаемой компанией сети (порядка 100 тыс. терминалов) установили ККТ и некоторые из них могли повысить комиссии. При этом подсчет, сделанный участниками рынка, показывает, что доходы от повышения комиссии многократно перекрывают расходы, возникающие у владельцев терминалов в связи с новым законом. Разовый расход на установку комплекта ККТ на один терминал составляет 17,5-31,5 тыс. руб., еще порядка 1 тыс. руб. будет стоить ежемесячное обслуживание контрольной техники. При этом если раньше комиссионный сбор владельца с одного терминала составлял 30-75 тыс. руб., то после повышения он вырастает до 90-150 тыс. руб.
Часть владельцев терминалов предпочли работать по "банковской схеме", заключив с банком договор купли-продажи терминала с обратным выкупом, обходя таким образом необходимость фискализации (см. "Ъ" от 13 апреля). В таких терминалах комиссии также повышаются — их владельцы компенсируют свои расходы на сотрудничество с банками, причем, как показывают подсчеты, также с лихвой. Банку владелец терминала отдает в качестве комиссионных 0,25-1,5% от ежемесячного оборота (до 1,5 млн руб.), то есть до 16,5 тыс. руб. По данным ОСМП, по "банковской схеме" теперь работает до 45% терминалов, обслуживаемых системой (еще около 15% терминалов приостановили работу).
Участники рынка не исключают, что владельцы терминалов повышают комиссии, компенсируя совсем другие расходы, вернее, выпадающие доходы. "Главным драйвером развития бизнеса платежей с помощью терминалов была незаконная продажа наличных, которая резко сократилась в связи с фискализацией терминалов",— считает исполнительный директор платежной системы "Киберплат" Владимир Кузнецов.
Не повышают комиссии пока только компании, у которых есть лицензия на осуществление банковских операций. Так, в компании "Элекснет" "Ъ" сообщили, что пока не повышали комиссии. Наличие банковской лицензии освобождает такие компании от установки ККТ, а ЦБ контролирует их операции с наличными.
В повышении комиссионных владельцы терминалов ограничены только конъюнктурой рынка. "Если плата становится слишком высокой, потребители будут использовать альтернативные каналы платежей",— говорит Рустам Ахтаров. Однако одновременное повышение комиссий может привлечь внимание Федеральной антимонопольной службы. "Повышение комиссий должно быть экономически обосновано и проводится без нарушения антимонопольного законодательства,— напомнила глава управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева.— Если мы обнаружим признаки согласованных действий при повышении комиссий, то будем применять соответствующие санкции".
Елена Пашутинская