По данным исследования J`son & Partners Consulting, на конец 1-го полугодия 2009 г проводной широкополосный доступ в Интернет /ШПД/ имели около 23,6 проц всех российских домохозяйств /12,4 млн/, рост рынка составил 111 проц. Учитываются технологии Ethernet, ADSL, DOCSIS и другие, которые технологически позволяют предоставить абонентам доступ на скорости 256 кбит/c и более.
Большая часть /60 проц/ домашних подключений проводного ШПД географически находится за пределами двух столиц и их областей.
В 2008 г средние затраты домашних пользователей проводного ШПД составили 320 руб/месяц, в 1-м полугодии 2009 г - 300 руб/месяц. Дальнейшее снижение тарифов провайдерами в регионах приведет к постепенному падению ARPU /на 3-7 проц в год/ - до 250 руб/месяц к 2013 г.
Общий объем российского рынка домашнего проводного ШПД в 2008 г составил 33,4 млрд руб. Ежегодный прирост количества домашних широкополосных подключений /на 15-30 проц/ будет основным фактором роста рынка - ожидается, что к 2013 г его общий объем превысит 90 млрд руб.
По итогам 2009 г доходы от домашнего проводного ШПД вырастут на 42 проц по сравнению с 2008 г и составят 47,5 млрд руб.
Рынок мобильного интернет-доступа на базе 3G и GPRS/EDGE в 2008 г составил 20,4 млрд руб. По итогам 2009 г аналитики прогнозируют его рост на 43,6 проц до 29,3 млрд руб.
Как отмечают аналитики, в 2009 г темпы роста доходов от услуг фиксированного проводного ШПД в домашнем сегменте немного ниже мобильного интернет-доступа.
Доля мобильного WiMAX по итогам 2009 г на рынке мобильного интернет-доступа составит приблизительно 3-5 проц. По оптимистичному сценарию J'son & Partners Consulting, абонентская база мобильного WiMAX в России достигнет к концу 2010 г почти 1,7 млн. Аналитики считают, что примерно до 2015 г эта технология имеет хорошие перспективы, но затем ей придется конкурировать с LTE.
По мнению аналитиков, в настоящее время только технологию WiMAX можно рассматривать как полноценно конкурирующую с проводными технологиями ШПД. Эта тенденция будет наиболее ярко выражена в тех регионах, где низкий уровень проникновения ШПД обусловлен сильной монополизацией рынка и высокими тарифами. До прихода операторов мобильного WiMAX в таких регионах эту нишу в частном сегменте будут занимать сотовые операторы, которые предоставляют услуги мобильного интернет-доступа на базе 3G и GPRS/EDGE, а также операторы фиксированного беспроводного доступа WiMAX/preWiMAX.
Как отмечают аналитики, для мобильного WiMAX возможны два основных варианта бизнес-моделей - прямая конкуренция с фиксированными операторами и конвергентные /"дополняющие"/ предложения. Первая схема используется, как правило, молодыми компаниями, которые не обременены унаследованными технологиями проводного доступа /пример Yota/. Вторая модель приемлема для операторов, которые развивают конкурирующие технологии /как проводные, так и беспроводные/ в рамках группы компаний или холдинга /пример "Комстар-ОТС"/.
В регионах, где цены на проводной ШПД сравнительно высоки и при этом построены сети 3G, МТС и "МегаФон" начинают конкурировать с фиксированными Интернет-провайдерами. "ВымпелКом" рассматривает мобильный Интернет как дополнение к фиксированному, но в регионах, где конкуренция обострена, компания выводит на рынок тарифы, конкурирующие с проводными операторами.
По мнению J'son & Partners Consulting, возможны два варианта развития ШПД - миграция части абонентов из фиксированных сетей в мобильные с полным отказом от стационарного ШПД и расширение услуг проводного доступа в мобильное/квазимобильное пространство /сочетание стационарного и мобильного доступа/.
Какой из трендов будет доминировать /миграция или взаимодополнение/, будет во многом определяться действиями ведущих игроков на конкретном локальном рынке. Если "новые" операторы мобильного WiMAX усилят свою активность и начнут агрессивно продвигать свои услуги на рынке, активно расширять географию своего присутствия, внедрять новые интересные сервисы, то не исключен заметный переток абонентов в мобильные сети и некоторое перераспределение доходов. Однако, если холдинговым структурам /МТС, "ВымпелКому" и в будущем, возможно, "Связьинвесту"/, удастся вывести на рынок интересные конвергентные предложения /FMC/ для пользователей фиксированного доступа и снизить тарифы на проводной ШПД, не исключено, что большая часть пользователей останется в фиксированных сетях и будет по мере необходимости пользоваться мобильным доступом. Собственно, такая модель доминирует и сейчас: абоненты мобильного Интернета – это, в основном, одновременно и пользователи фиксированного доступа в Интернет.