По данным нового аналитического отчета компании Frost & Sullivan "Рынок мобильного широкополосного доступа в Интернет в Центральной и Восточной Европе", выручка рынка в 2009 году составила 1,1 млрд. евро, а в 2014 году, по прогнозам, увеличится до 5,2 млрд. евро. Из них на долю российского рынка придется более 50%. Проникновение данной услуги возрастет с 2% до 10% в прогнозируемый период.
"Вследствие относительно низкого уровня проникновения проводного широкополосного Интернета, мобильный Интернет очень часто является единственным средством доступа к сети в странах Центральной и Восточной Европе, - говорит ICT-аналитик компании Frost & Sullivan Эдита Косовска. - Поэтому в первую очередь необходимо сосредоточиться на повышении качества услуг за счет модернизации сети. Потребители ожидают от мобильного интернета такой же скорости скачивания и объемов трафика, что и от фиксированного широкополосного доступа. Только после достижения этой цели операторы могут пойти по следам игроков из Западной Европы и сосредоточиться на расширении спектра предоставляемых услуг". Ожидается, что выручка от реализации услуг в России составит около 2,7 млрд. евро в 2014 году, то есть увеличится в среднем на 40 %.
Российские операторы видят большой потенциал в развитии мобильного широкополосного Интернет-доступа. Мегафон, МТС и Вымпелком систематически увеличивают сетевое покрытие 3G в стране. Более того, получив доступ к частотам в Москве, они теперь могут продвигать услуги на наиболее привлекательном рынке России. Услуги мобильного интернета предоставляются с поддержкой не только HSDPA/HSPA+, а также и других технологий. Например, компания Sky Link продолжает развивать этот сегмент услуг на базе CDMA. Yota, с другой стороны, быстро расширяющая клиентскую базу, оказалась самым крупным провайдером мобильного WiMAX во всей Центрально-Восточной Европе.
"Большинство участников рынка начинают развивать мобильный ШПД в крупных городах, где можно рассчитывать на относительно быструю прибыль на инвестиции", - констатирует Эдита Косовска. Пока это еще экономически оправдано, так как наибольший спрос формируют люди с повышенными потребностями в мобильности, например студенты или корпоративные пользователи. "Однако в среднесрочной перспективе потенциал роста сместится в сельские районы, где общее проникновение широкополосного доступа остается на низком уровне. Поэтому эту целевую группу нельзя оставить без внимания " - добавляет Косовска.
Исследования компании Frost & Sullivan проводят оценку ситуации в секторе мобильного ШПД на пяти основных рынках Центральной и Восточной Европы: в Чехии, Венгрии, Польше, России и Словакии. Анализ основан на главных показателях эффективности и взглядах на то, как различные технологии мобильного широкополосного доступа развиваются на этих рынках. Рассматриваются следующие технологии: CDMA, Flash OFDM, HSDPA, HSPA+, Mobile WiMAX и LTE.